Обоснование выбора учебно-методического комплекса «Школа-2100» для классов, обучающихся по ФГОС НОО
2012-2013 учебный год
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода и формирования средствами УМК основы умения учиться и способности к организации собственной учебной деятельности обучающихся начальной школе.
УМК «Школа 2100» - это
1. Открытый Учебно-методический комплект «Школа 2100» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход.
2. Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы «Школа 2100». Данный этап обучения заложен в технологию деятельностного метода (ТДМ) базового уровня.
Технологический уровень реализации ТДМ позволяет осуществить переход на более высокий уровень реализации деятельностного метода, а именно: системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, когда ученики не получают знание в готовом виде, а открывают его сами под руководством учителя.
Возможность реализации ТДМ на каждом из этих уровней обеспечена теоретическим описанием, учебниками и имеющимися учебно-методическими пособиями.
3. Отмечен «надпредметный характер дидактической системы деятельностного метода «Школа 2100», преемственность с традиционной школой и, одновременно, синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования деятельностной направленности».
Это позволяет использовать в образовательном процессе весь спектр форм организации активной учебной деятельности, который создан как в традиционном, так и в развивающем обучении.
Так, на уроке открытия нового знания, на этапе мотивации к учебной деятельности на уроке используются все известные мотивационные приемы, например, «яркое пятно», личностно-ориентированные формы взаимодействия и др.
На этапе актуализации знаний и фиксирования затруднений в пробном учебном действии используются диалоговые формы общения: подводящий диалог, выдвижение гипотез, анализ выдвинутых гипотез и их сравнение и др.
На этапе постановки проблемы используются исследовательские методы обучения, приемы развития критического мышления и др.
На этапе построения проекта выхода из затруднения используются проектные формы и методы работы, целеполагание, планирование и др.
На этапе реализации построенного проекта используются продуктивные формы учебной деятельности: побуждающий диалог, эвристическая беседа, групповые формы работы, формы и методы работы с текстами и др.
На этапе первичного закрепления во внешней речи используются комментирование и различные репродуктивные формы учебной деятельности, работа по заданному образцу, алгоритму и т.д.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону учащиеся выполняют самостоятельную работу, учатся сравнивать ее по образцу и по эталону для самопроверки, контролировать и оценивать свой уровень знаний, корректировать свои ошибки и т.д.
На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения спектр возможных форм и методов работы ничем не ограничен: это может быть и фронтальная работа, и использование игровых форм, соревнований, тренингов, работы в группах и т.д.
На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке используются различные формы подведения итога работы, самооценки собственной деятельности и деятельности класса.
Таким образом, при любой структуре учебника разнообразие используемых форм организации учебной деятельности при введении нового знания обеспечивается применением технологии деятельностного метода обучения, что, в свою очередь, побуждает учителя к творчеству и саморазвитию.
Аналогичная ситуация прослеживается в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2100» и на уроках всех других типов.
4. Система в разнообразии форм организации учебной деятельности в УМК «Школа 2100» обеспечивается тем, что технология деятельностного метода − это описание управления учителем системного прохождения каждым учащимся целостной структуры − всех шагов учебной деятельности, выявленных в современной методологии
5. Представлены направления, технология и сценарии уроков общеметодологический направленности в результате чего УМК «Школа 2100» в полной мере обеспечивает сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы. Это осуществляется следующим образом.
1) На начальных этапах уроков по различным учебным предметам, проводимым по технологии деятельностного метода, у учащихся формируется первичный опыт выполнения формируемого универсального учебного действия. Одновременно осваиваются предметные результаты, заданные программой.
2) Затем на уроке общеметодологической направленности полученный учащимися опыт проблематизируется и создается мотивация к освоению соответствующего метапредметного умения. Учащиеся открывают для себя общий способ выполнения данного универсального действия (целеполагания, планирования, самоконтроля и т.д.) или структуры учебной деятельности в целом.
3) Далее на уроках по различным учебным предметам изученное универсальное учебное действие включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин: учащиеся теперь уже сознательно его применяют, организуют самоконтроль его усвоения и, при необходимости, − коррекцию. При этом изучаемое предметное знание усваивается уже не формально, а на личностно значимом уровне.
4) По мере усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, организуется обучающий контроль их освоения, при необходимости проводится их коррекция и создается ситуация успеха.
Таким образом, в данном процессе не только повышается уровень освоения предметных знаний и умений, но и осваиваются надпредметные знаний и умения и одновременно формируются личностные качества созидателя, творца.
Важно и то, что включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность является здоровьесберегающим, так как становится интересным для них по сути и снимает стрессы, связанные с неуверенностью в своих силах, боязнью ошибки, непонимание личностной значимости своего учения.
6. УМК «Школа 2100», отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в следующем.
1) УМК «Школа 2100» обеспечивает высокий уровень знаний по математике и другим предметам, что особенно ярко проявляется на старших ступенях обучения.
2) Содержание учебников, предложенные формы и методы работы способствуют развитию мыслительных операций, познавательных процессов и познавательного интереса, а также стиля мышления, адекватного требованиям информатизации и работы в современных информационных сетях. (Например такие формы познавательной деятельности как «Блиц- турнир»)
3) В курс математики включены темы: «Алгоритмы. Виды алгоритмов». Знания учебного материала по этим темам помогает учащимся составлять эталоны способов действие для получения новых знаний. У детей формируется спектр надпредметных деятельностных умений и способностей, умение учиться преодолевать трудности.
7. Ведется мониторинг успеваемости, диагностики и коррекции проблемных зон – который позволяет:
1) отследить уровень усвоения учебного материала каждого ученика по каждому навыку, определить его сильные и слабые стороны, выявить в течение года объективный уровень освоения программы в сравнении с возрастной группой;
2) проследить индивидуальную динамику изменения уровня овладения знаниями, умениями и навыками у каждого ребенка и класса в целом и выявить причины учебных затруднений.
Таким образом, данная компьютерная программа позволяет провести объективный анализ успеваемости детей, получить исчерпывающую информацию об уровне подготовки класса и каждого отдельного ученика, что позволяет эффективно корректировать процесс обучения, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому ученику в классе.
Использование технологии деятельностного метода «Школа 2100» позволяет формировать УУД, даже используя обычные задания традиционной школы.ы.
В учебниках по данной программе прослеживается личностно ориентированный и дифференцированный подход к обучению, позволяющий каждому ребенку развиваться в своем темпе и на своем уровне трудности, вплоть до творческого уровня. Предложена система интересных для детей заданий творческого характера, имеющих различные варианты решения и требующих изобретения новых для них, ранее не встречавшихся способов действий.
Это позволяет сделать вывод о том, что УМК «Школа 2100» обеспечивает системное формирование всех групп УУД: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных.
9. Главным механизмом формирования самостоятельности в УМК «Школа 2100» является системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
На самых первых уроках 1 класса учащиеся знакомятся с основными двумя шагами учебной деятельности. Они узнают, что «учиться − это значит, во-первых, понять, что я не знаю, и, во-вторых, самому найти способ действий». Таким образом, самостоятельность становится мерилом их эффективности как учеников, и на этапе рефлексии каждого урока они выполняют самооценку своей учебной деятельности, исходя именно из этого критерия.
Затем дети осваивают механизмы самостоятельного учения, то есть ответ на вопрос: «Что я должен делать, чтобы самостоятельно решать учебные задачи?». Постепенно и последовательно они знакомятся со всеми шагами учебной деятельности, осваивают общие надпредметные способы их осуществления, затем осмысленно применяют их на уроках по разным учебным предметам при решении различных учебных задач. В результате, у детей формируется знание способов организации самостоятельной учебной деятельности и умение учиться самостоятельно в соответствии с общими методологическими требованиями.
10. Действия контроля, как и любые универсальные действия, формируется в УМК «Школа 2100» с помощью организации прохождения детьми следующих этапов.
1) На уроках открытия нового знания (этап самоконтроля), уроках рефлексии (при самопроверке двух самостоятельных работ − пробной и корректирующей) и обучающего контроля знаний (при самопроверке заданий контрольной работы) по разным учебным предметам учащиеся приобретают первичный опыт самоконтроля по согласованному критерию (образцу, эталону, эталону для самопроверки).
2) Затем на уроках общеметодологической направленности учитель на основе сформированного опыта выполнения контрольных процедур ставит на личностно значимом для детей уровне проблему освоения ими общего способа их выполнения. Дети составляют алгоритм исправления ошибок.
3) Далее на тех же этапах уроков открытия нового знания, рефлексии и обучающего контроля знаний по разным учебным предметам учащиеся применяют построенный алгоритм для контроля правильности выполнения ими учебных заданий.
4) На этапе рефлексии данных уроков учащиеся выполняют самооценку своего умения выполнять действие контроля в зависимости от результатов своей работы по самооценке правильности выполнения заданий.
По мере освоения вводимых алгоритмов действия контроля учащиеся, наряду с действием контроля собственных достижений, выполняют также действия взаимоконтроля и контроля результатов выполнения учебных заданий своими товарищами по согласованным критериям (эталонам).
С каждым годом алгоритм исправления ошибок, с которым работают дети, становится все более детализированным. Постепенно, у них формируется умение выполнять действие контроля в точном соответствии с общими методологическими требованиями к данному универсальному учебному действию.
1) организации понимания учащимся методологически обоснованной нормы учебной деятельности (того, что значит учиться, что «мне надо» делать);;
2) организации осознания ими личностной значимости учения (того, почему «я хочу» учиться);
3) создании ситуации успеха, веры в свои силы (осознания того, почему «я могу» учиться).
Интерес ребенка, его мотивация к изучению математики непосредственно связана с изучением задач занимательного и творческого характера, которые представлены в курсе математики в достаточном количестве.
12. В УМК «Школа 2100» на уроках общеметодологической направленности учащиеся знакомятся с функциями ученика и учителя в совместной деятельности:
1) ученик учится (учит себя), то есть выполняет учебную деятельность;
2) учитель выполняет две роли − организатора деятельности ученика и его помощника.
На этой основе строятся правила взаимодействия между учителем и учениками, и между учениками, эффективные с точки зрения достижения совместного результата, которыми как раз и является «достижение личностного, социального и познавательного развития учащихся».
Осознание каждым участником образовательного процесса личностной значимости данного результата, наличие согласованных правил эффективного взаимодействия и четкой системы организации уроков, обеспечивающей поэтапное формирование всех видов УУД, позволяет придать сотрудничеству конструктивный и продуктивный характер.
13. Индивидуальную траекторию саморазвития каждого обучающегося в УМК «Школа 2100» обеспечивает сочетание дидактических принципов минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества.
Принцип минимакса предполагает работу в зоне ближайшего развития учащихся. Это означает, что спектр уровней предлагаемых заданий варьируется от посильных для каждого (то есть «минимума» − уровня государственных стандартов знаний) до творческих заданий, требующих самостоятельного создания новых способов действий («максимума» − каждому есть куда «расти»).
Принцип психологической комфортности позволяет создать в классе доброжелательную образовательную среду, которая побуждает каждого ребенка вырасти, выдать свой лучший результат, дотянуться до своего возможного максимума, не испытывая при этом стресса от того, что «не все получается». Учащиеся усваивают, что нет людей, у которых «все получается», но при этом, чем выше результат каждого, тем лучше как самому ученику, так и классу в целом.
Принцип вариативности учит учащихся осознанно выбирать в каждом деле и на каждом учебном предмете свой индивидуальный максимальный уровень.
Принцип творчества обеспечивает для каждого ученика возможность повышения своего максимального уровня.